Маршрут: Москва – Питер – Нарва – Таллин – Стокгольм – Рига – Клайпеда – Паланга – Юрмала – Рига – Вильнюс – Минск – Москва, протяженность более 3600 км.

Действующие лица:
1. Владимир (Smagin) c подругой, на ГАЗ-21Р 67-го в аутентичном состоянии, отклонения от оригинала: резина Кама-213.
2. Танк*, на ГАЗ-21Р 70-го после восстановления, отклонения от оригинала: резина Я-288 («рафовская»), полнопоточный масляный фильтр, ГТЖ РосДОТ-4.

* - используемые в тексте имена принадлежат участникам форума сайта GAZ21.ru (прим. - GAZ21Volga.com)

Еще зимой Владимир (Smagin) высказывал идею поездить на 21-й Волге по Европе. Я его горячо поддержал. Ближе к лету был определен маршрут и основные города, которые надо посетить – Таллин и Клайпеда, где у Владимира живут родственники. Узнав про выставку в Юрмале от Alex Dvinski, было решено совместить поездку с посещением Юрмалы. И вот, визы оформлены, машины подготовлены, и рано утром 17 августа мы выехали в наше путешествие. Дорога до Питера была уже опробована в поездке на свадьбу SERZHANT’а, особых проблем дорога не вызывает, за исключением участка в районе Новгорода, где лишь недавно начались ремонтные работы и расширение до 4 полос. В сравнении с прошлым годом почти полностью реконструирован отрезок трассы в Тверской обл. в районе Дубровки, год назад представлявший из себя разбитую однополосную дорогу, виден явный прогресс на новгородском направлении. Это радует. Посты ГИБДД на трассе производят контроль скорости и надзор за выездом на встречку. В Ленобласти Владимир, на тот момент шедший в связке первым, попал на 100 р, разогнавшись до 84 км/ч.

Вечером в воскресенье мы прибыли в Питер, где разместились с ночевкой у Dimaskes’a. Еще раз спасибо Диме за прием! Прошприцевавшись поутру в сервисе по рекомендации Мрамора (все бы хорошо, но дороговато: 600 руб, как говориться – не хочешь, делай сам), двинули на Ивангород/Нарву.

Приграничный участок трассы сильно разбит, хотя и здесь ведутся ремонтные работы. С сервисом на этом участке тоже плохо – придорожные кафешки редки, а уровень сервиса в них явно не дотягивает до трассы Москва – Питер. В полдень приехали в Ивангород, Танк купил наклейку RUS в автомагазинчике, где с советских времен оказались в продаже такие раритетные вещи, как например, дворники и поводки на ГАЗ-51 по 46 руб, и поехали на границу.

Прохождение границы заняло часа 2, особых проблем не вызвало. Зная, что в Эстонию можно ввести 10 л топлива, мы залили в канистры по 15 л 76-го бензина, но на российской таможне нам сказали, что вывоз бензина запрещен. Владимир, шедший первым, заговорил про возраст машин и отсутствие за границей нужного бензина, таможенники решили на первый раз «не заметить» канистр.

В Эстонии про количество бензина никто не спросил, получив на вопрос о количестве имеющихся у нас сигарет ответ, что мы не курим и едем на выставку, вопросов вообще больше не задавали и ничего не досматривали. Все служащие, кстати, довольно молодые, лишь рассматривали невиданные машины.

Не останавливаясь в Нарве, мы взяли курс на Таллин и приехали туда к вечеру. Дорога отличная, две полосы, машины шли бойко и проблем не доставляли. На подъезде к Таллину я увидел дорожный знак «Стокгольм 400 км», сразу захотелось посетить и его. Правда, знак оказался эстонским – он означает, что от Таллина до Стокгольма ходит паром.

Разместились у родственников Владимира и зависли в Таллине на неделю, посещая достопримечательности не только пешком, но и на машинах.

Реакция в Таллине на наши автомобили порадовала – к примеру, выехав на улицу в праздничный день (90 лет независимости Эстонии), вторая по счету обогнавшая нас машина – БМВ 7-й серии в последнем кузове начала громко сигналить, а в салоне начали махать российским флагом. Русские в Эстонии часто вешают внутри, а иногда и снаружи автомобиля, вымпелы или другие артефакты с российской символикой. Правда, некоторые водители нас демонстративно не замечали, но таких было явное меньшинство.

Водят в Таллине строго по ПДД, ограничение в населенных пунктах в Евросоюзе составляет 50 км/ч, и в Эстонии все его соблюдают. Быстрее ехать зачастую просто невозможно (а в Стокгольме и эта скорость казалось высоковатой при обилии переходов и велосипедных дорожек) – велосипедисты и пешеходы пользуются преимуществом, не пропустить считается крайне некультурным и осуждается другими участниками движения. А про обгон через сплошную вообще говорить не приходится – такого мы в Эстонии не видели.

Там совсем нет 92 бензина, поэтому, когда нам сказали, что в Таллине видели АЗС, на которой был Е85, мы рванули туда. Подъехав к колонке, я взял пистолет и обнаружил на нем надпись Е85 – Bioethanol . Хорошо, что написали, а то если бы мы залили ЭТО в машину, неизвестно, как потом чинили бы двигатели. В итоге, пришлось в остатки нашего 76-го залить их 95-й. Странно, но полет был нормальным, двигатель перестал греться, даже не пришлось зажигание регулировать.

Проблем с парковками в Таллине нет, они, в основном платные, но можно купить специальные парковочные часы и установить время, когда покидаешь машину – 15 минут бесплатно у водителя есть, ее не увезут.

Хотелось показать нашим ласточкам Старый город, и мы успешно сделали это, проехав в самый его центр и сделав фотографии на ул. Длинная Нога. В момент фотосессии многочисленные толпы иностранных туристов совсем не слушали гидов, а смотрели и фотографировали лишь наши автомобили. Мы произвели полный фурор.

В один из дней, благо погода позволила, мы встретились с форумчанином Karluha, который повез нас к Бронзовому солдату. Все, наверно, помнят проблемы, связанные с переносом этого памятника павшим советским воинам из центра Таллина на пригородное кладбище, с погромами в центре города, хулиганством и мародерством (среди задержанных за которое, кстати, по официальному признанию было около 40% эстонцев). Но теперь памятник расположен вполне хорошо, кладбище содержится в полном порядке. Это место, как говорят, стало местом паломничества русской диаспоры, и на 9 мая было просто завалено цветами в радиусе нескольких метров – к памятнику было не подойти.

С Карлухой мы отлично провели время, жаль только, что, спасая птицу, внезапно вылетевшую на проезжую часть, Карлу пришлось резко сманеврировать, в результате чего лопасть вентилятора пробила ему радиатор. На буксире отвезли его домой. Картинку эту наверняка запомнят водители – Волгу с оленем и эстонскими номерами на буксире везет Волга с российскими, а сзади еще одна ГАЗ-21 из России. Ахтунг! Оккупанты воруют национальное достояние! На следующее утро встретились еще с одним эстонским форумчанином – denis23. Неплохо посидели!
Из Таллина мы на пароме отправились на пару дней в Стокгольм. Ехать туда на машинах было ошибкой – во-первых, движение в городе очень плотное и, не зная города, легко заблудиться даже при наличии подробной карты (что мы успешно и сделали в первый же день). Во-вторых, ВСЕ парковки платные, порядок их оплаты не совсем понятен, в результате мы нашли-таки бесплатную парковку, но потом оказалось, что там был знак «Стоянка запрещена». Наши машины никто не утащил, слава богу.

Стокгольм – красивый город, и Волги в нем еще помнят. Владимиру на улице кто-то кричал вслед «Вольга! Вольга!», мне аплодировал немолодой таксист, а другой таксист, лет 25, увидев наши машины, остановился, долго расспрашивал об их истории и говорил, что старые таксисты в Швеции их еще помнят. Народ в Стокгольме реагировал на Волги еще более бурно, чем в Таллине. Увидев машины, да еще и с русскими номерами, многие поднимали пальцы вверх, улыбались, пропускали, даже невзирая на пару наших явных нарушений ПДД из-за незнания города. Иногда реакция просто умиляла: стою как-то в жилом квартале у тротуара, идет дедушка, опирающийся на переставляемую впереди себя опору типа табуретки, смотрит на машину, уже пройдя вперед ее пытается с тротуара разглядеть эмблему. Не получается. Дед бросает свою опору, бодрым шагом делает несколько шагов к капоту, наклоняется, и увидев эмблему «ГАЗ» издает настолько громкий и удивленный вопль «О!!!», что забыть эту сцену я не смогу. Возвращается к опоре и снова тихонько уходит, опираясь на нее.

Мы решили не нарушать традиции, и сфотографироваться в самом пафосном месте Стокгольма – в исторической части города на о. Гамла-Стан у дворца шведского короля. Приехав туда ранехонько, часов в 6 утра, мы выставили машины прямо у дворца, в месте, где остановка запрещена. Пока люди в штатском и в форме переговаривались по рациям, что делать с этими crazy Russian, Владимир быстренько отфотал машинки и мы уехали, не дожидаясь реакции «гвардейцев кардинала». В Стокгольме мы сильно устали, и паром ждали с нетерпением.

Теперь идем на Ригу с намерением немного погулять в центре, и тронутся в Клайпеду, где у Владимира живет сестра. Однако эти планам «помешал» Quattro. Узнав о нашем приезде, Андрей отпросился с работы и, бросив все дела, повез нас в Рижский мотор-музей. Если бы не он, мы вряд ли смогли туда доехать, дорога из порта достаточно сложная, а карты Риги у нас не было, только атлас автодорог. В итоге Андрей еще и провожал нас километров 30 – 40 до выезда на нужную нам трассу. Скажу честно, если бы не он, мы и на объездной могли бы свернуть не туда. Большой ему респект!

Музей заслуживает отдельного рассказа, и этот рассказ должен быть весьма длительным. Но я помолчу, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Смотрите фотоотчет Владимира. Приехав в Ригу, выделите не меньше двух дней для посещения музея, там просто супер! Я бы сказал, что этот авто-музей значительно интереснее британского национального авто-музея, где мне тоже приходилось бывать. В общем, добро пожаловать! Мы, к сожалению, смогли уделить экспозиции лишь часа 4, и примерно в 17 часов рванули в Литву – в Клайпеду.
Границ в шенгенской зоне просто нету. Выглядит это так – столбик и указатель, что вы на территории другого государства. После пересечения границы нас остановил литовский дорожный патруль, пробили по компьютеру и отпустили, попутно поговорив о машинах. Везде к нам благожелательное отношение. Это была единственная остановка полицией за все время пребывания за рубежом.
Манера вождения в Латвии приближается к российской. Пешеходов пропускают, но уже не так, как в Эстонии и Швеции (там, когда пешеход только подумал, что будет переходить, все уже стоят), хотя в Литве ситуация еще похуже. Там с соблюдением ПДД еще хуже, чем у нас. 92-го бензина в Латвии тоже нет. Но он есть кое-где в Литве, и сразу после пересечения границы мы заправились им на ЛУКойловской заправке. Разница в цене между 92 и 95 – всего 5 центов или примерно 50 копеек. Но главное, что он есть! Залили бензин, присадку для снижения октанового числа, которая оказалась у Владимира еще с поездки в Финляндию. Машинам бензин не понравился. Работа двигателя была не совсем равномерной, с перебоями, движок зачастую не пер. На другой заправке, уже без присадки, результаты были лучше. То ли бензин некачественный, то ли присадку лучше было не добавлять. А вообще, стоимость бензина в Прибалтике была более 1 евро за литр, а кое-где даже 1,3 евро.

До Клайпеды доехали уже ночью, шел дождь, приходилось бороться как с запотеванием стекол, так и со сном. На утро поехали уже только на машине Владимира сначала на пароме на Куршскую косу (обязательно посетите там дельфинарий, в морской музей можно не ходить), а потом в центр Клайпеды.

Отлично посидели в заведении «Толстая утка» - бюджетно, вкусно, и антураж там из эпохи 60-х. Ламповые приемники, фотоаппараты и прочие артефакты тех лет. Официантки сразу начали фотографироваться у машины Владимира. Потом приехали на центральную площадь старого города. Фото сделаны у здания драмтеатра, на балконе которого в 40-е г.г. выступал Гитлер.

В Клайпеде у меня случилась небольшая неисправность, с которой надо будет разбираться – начались проблемы с бендиксом, машина иногда заводилась со второго раза.
Из Клайпеды, 29 августа, пришел черед ехать в Юрмалу, на выставку. Благо Dimaskes заранее забронировал гостиницу, за что ему респект. Проложенный заранее по карте маршрут был скорректирован местным жителем, который подсказал, и где заправка, и как лучше ехать в Юрмалу. Подбирайте голосующих местных жителей! Хотя все они почему-то вне зависимости от возраста начинают вспоминать, что раньше было лучше (видимо, Волга является машиной времени), но они вполне могут помочь и подсказать лучший путь. Благодаря подсказке аборигена, нам не пришлось въезжать в центр Юрмалы (он платный) и делать крюк.

В гостинице разместились и встретились с Dimaskes’ом с супругой и его друзьями. Вечером побродили по Юрмале а утром началась движуха – выставка. На ней мы познакомились с питерским форумчанином Данилой мастером и его супругой и посмотрели на его очень неплохой автомобиль, и были представлены латвийским участникам. Компания Волгарей получилась отличной. А вообще на выставке было множество участников из 6 стран, 208 ретро-машин, в основном в отличном состоянии, все это ездило по городу, останавливаясь в разных его частях, апофеозом явился обещанный Alex Dvinski пробег по кромке Балтийского моря - по самому краю сухопутной границы бывшего СССР. Респект Alex Dvinski за приглашение, прием и организацию работы «секции ГАЗ-21» на выставке, Quattro – за компанию, а Steppenbaer’у – за отличные фото (фотоотчёт).

На выставке были настоящие жемчужины – Ситроен Траксьон Авант Димы-Fips с автонета.ру порадовал отличным внешним видом и аутентичным состоянием, постоянно отжигал эстонский «инвалид» в компании с «арабским шейхом» на С1Л. Отжиг, правда, закончился печально – прямо на дюнах рассыпалась центральная гайка крепления заднего колеса.

Обращал на себя всеобщее внимание автобус времен 60-х Икарус Де Люкс характерных форм м эстонским музейным номером А0001. Было множество интересных машин, жаль, что удалось посмотреть далеко не все. Насколько проще в Европе с ввозом олдтаймеров… Ну ладно, не будем о грустном

На выставке было 13 Волг-21 из Латвии, Литвы, Эстонии, России, 2 местных ЗИМа после хорошей реставрации, одна ГАЗ-24, несколько Москвичей, в т.ч. единственный из России М-427 Вити-Специалиста. Но в основном – старые и старинные американские и немецкие автомобили.
Выставка однозначно, была очень хорошо организована для такого количества участников, и нам очень понравилась. Спросили: «Можно ли поменять номера на черные, советских времен?» «Не можно, а нужно!», - ответили нам.

По результатам мы сделали несколько важных выводов – на международных выставках каждому участнику весьма желательно иметь небольшой флаг России и установить его на автомобиль. Мы же представляем не только себя лично или наш клуб, но и нашу страну, за которую есть чем гордиться. Многие участники устанавливали на машины национальные флаги, а у нас их не было. Только экипаж Данилы мастера подготовился, и когда из его машины стоящим на обочине людям махали российским флагом, это часто вызывало сильную ответную реакцию (или значительно реже - подчеркнутое безразличие). Что характерно, на пробегах в рамках выставки машина всегда заводилась только с первого раза, как будто проблем с бендиксом нет и не было. Как тут не поверить, что в наших машинах есть душа?

Пройдя парадом по главной улице Юрмалы, участники на машинах приехали в парк «Немо», арендованный организаторами для размещения машин и людей. Там был праздничный ужин, или по русски - пьянка, подведение итогов, вручение грамот некоторым участникам, а главное – общение сотен людей из разных стран, увлеченных идеей восстановления ретро-автомобилей. Языком общения людей из разных стран был русский, и никто не думал, что это плохо. Можно было остаться в Немо до утра, но мы предпочли поехать в гостиницу.

А утром нас забрал Alex Dvinski и организовал завтрак и пробег по Риге, где Владимиру снова удалось сделать несколько отличных фото.

После этого поехали на шашлык, который посетили Quattro и Steppenbaer с подругой. Посидели душевно, посмотрели машинки Александра, а потом двинули в Вильнюс. Dimaskes остался в Юрмале, откуда планировал поехать в отпуск.

В Вильнюс приехали 31-го вечером. Утром 1 сентября, проехав через центр, ввиду первого дня учебного года и понедельника заезжать никуда не стали, и через Минск рванули на Москву. Пройдя границу Литвы с РБ буквально за час, и уплатив при въезде в РБ 5 долларов пошлины за транзит по дорогам Белоруссии (имейте в долларах и без сдачи, у попа сдачи не бывает), в продолжение 5 км от границы наблюдали во встречном направлении очередь из фур в Литву. Ужас! Трасса оказалась платной и весьма высокого качества. И снова появился 76-й бензин, правда под названием Н-80. Уплатив целых 24 рубля, наслаждались качеством покрытия. Минск посетили тоже проездом по МКАД, не въезжая в сам город, проехав границу РБ – РФ, где увидев очередь из фур, стоявших в три ряда, объехав их, попытались остановиться, но нам лишь махнули жезлом, типа езжайте дальше, ночью 1 сентября в 01-20 я был уже дома.

Местами в Белоруссии дорога достраивается, и движение ведется по одной полосе в каждом направлении, но она существенно лучше трассы Москва – Питер, не говоря уж о качестве покрытия из Питера в Москву. Оно хуже, т.к. в Москву идет больше груженых фур, чем обратно. А в целом качество трассы в РФ просто замечательное – дорога везде двухполосная в каждом направлении, лишь некоторые мосты пока не доведены до отличного состояния. Доехали из Вильнюса в Москву всего за 14 часов с перерывами на питание, прохождение границы и пр. Помнится, последний раз дорога из Питера при меньшей длине заняла тоже 14 часов. И это только из-за качества дорожного покрытия и грамотной организации движения.

Неисправности – у меня в Таллине с разницей в 1 день сгорели две лампы ближнего света плюс упоминавшаяся проблема с бендиксом. У Владимира на пароме из-за непогашенной подкапотной лампы и не отключенной массы сел АКБ, что создало некоторые проблемы. Вот собственно и все, что омрачило путь.

Средняя скорость – 90 км/ч, расход топлива при 90 км/ч составил 10 – 10,5 л. Карбюраторы К-124, если это интересно.

Текст: Танк, Владимир (Smagin).